Дмитрий Твардовский: об эволюции ГЧП для развития социального инфраструктурного комплекса страны
Лучшие практики государственно-частного партнерства, риски и факторы успеха ГЧП-проектов, а также новые инструменты финансирования стали основными темами обсуждения форума «Лидеры инвестиций», состоявшегося 18 мая в Нижнем Новгороде.
Модератором открывающей сессии «Эволюция ГЧП: экономическая модель развития социального инфраструктурного комплекса страны» выступил Первый заместитель генерального директора ИнфраВЭБ Дмитрий Твардовский.
Как отметил Дмитрий Твардовский, на сегодняшний день в России среди всех проектов ГЧП (более 4800 проектов) концессии в социальной сфере, ЖКХ и инфраструктуре занимают абсолютное большинство, являясь самым эффективным инструментом привлечения внебюджетных инвестиций.
Региональные концессии выступают катализатором инвестиционной активности. Пример Нижегородской области, поднявшейся на 65 пунктов и достигнувшей 5-ого места - хороший тому пример. Всего за 5 лет в Нижегородской области инвестиции в основной капитал выросли на 61% (60,6%) и составили более 1,7 трлн руб.
В подтверждение этих данных своим опытом, а также примерами новых возможностей поделились участники обсуждения. Среди ключевых направлений для возможной эволюции ГЧП, способной ускорить развитие рынка, отдельно отметили потребность повышения компетентности участников процесса ГЧП, в том числе, при подготовке проектно-сметной документации и структурировании проектов, а также необходимость поиска дополнительных источников финансирования, например, «длинных денег» и других возможностей для привлечения средств в проекты.
Так, одним из наиболее потенциально перспективных дополнительных источников внебюджетного финансирования являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Вложения в концессионные и инфраструктурные облигации по данным Банка России из этого источника составили за период с 2010 по 2022 годы – 129 млрд рублей, а за 2022 год - 95,8 млрд рублей.
Также участники затронули вопрос ограничителей инвестиционной активности, который можно решить через внесение соответствующих поправок в законодательство о ГЧП.