НРН.ру Новостройки Вторичное жильё Коммерческая недвижимость Аренда жилья Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость
14+

Земля – народу!

 
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Земля – народу!

Министр имущественных отношений Юлия Степнова презентовала проект земельной политики Самарской области на 2013-2015 годы. Министерство предполагает максимальную открытость и доступность информации о земле, а также упрощение оформления ее в собственность или аренду.

Новое видение системы оформления, разграничения и использования земель нашего региона на минувшей неделе в Торгово-промышленной палате представила команда разработчиков минимущества. Несмотря на то, что нормы земельной политики Самарской области окончательно будут определены лишь к лету, картина все равно достаточно ясна. Новая концепция включает в себя 16 направлений, на которые будет сделан упор в дальнейшей работе по формированию законодательной базы.

Уже на протяжении нескольких месяцев в своих официальных заявлениях министерство имущественных отношений делает акцент на разумном использовании земельных ресурсов области. В частности, это относится к нереализовывающим свой потенциал участкам, находящимся в чьей-то собственности. Подобные явления, как подчеркнула Юлия Степнова, должны пресекаться на корню. Для этого будут разработаны меры борьбы с недобросовестными собственниками и перекупщиками. Брошенные земли, в свою очередь, будут активно использоваться на благо региона. «Земля должна работать, и у земли должен быть хозяин. В этом заключается огромная проблема Самарского региона — у нас есть земли для масштабных строительных работ, однако отсутствие собственника приводит к хаосу», — констатировала министр.

Юлия Степнова, министр имущественных отношений Самарской области:

— Новую концепцию земельной политики и те изменения, которые она предполагает, можно назвать прецедентом для Самарской области. Документ определяет, по каким направлениям и с какими целями будут происходить изменения норм, регулирующих имущественные отношения в губернии. И темой № 1 как раз идут земля и активы региона, его недвижимое имущество. Стоит подчеркнуть, что все нынешние документы написаны не как законы, а как концепция, максимально понятным языком.

Андрей Кичаев, председатель комитета по развитию строительной индустрии Торгово-промышленной палаты Самарской области:

— Вопрос использования земель в Самаре и области назрел уже достаточно давно. Простой площадок — больная тема для застройщиков. Существуют десятки площадок на десятки гектаров в центре города, которые куплены и брошены еще со времени пребывания в должности прошлого и позапрошлого мэров. Удручает то, что ряд чиновников абсолютно не заинтересованы в том, чтобы идти строителям навстречу. Я предлагаю учитывать мнение профессионального сообщества при разработке документов для предотвращения злоупотребления с землями. Ведь это буквально «болезнь» всего города.

Ярким моментом обсуждений стало оглашение одного из направлений земельной политики — перехода от точечного освоения земель к комплексному развитию территорий. Не секрет, что среди жителей Самары распространено неоднозначное мнение — исторический центр города выглядит весьма нелепо, когда между двумя историческими зданиями вырастает урбанистическая высотка. По сути, подобный диссонанс нарушает целостный облик города, его логику и архитектуру. Большинство регионов уже давно прошли этот этап — например, Казань, где новые дома в историческом центре возводятся не по типовым, а индивидуальным проектам, учитывающим эстетическую составляющую. Самара не должна отказываться от подобного пути развития — город отнюдь не взят в какие-то рамки, и крупные современные районы могут быть возведены без ущерба для исто-рического наследия региона.

Что касается не менее живо-трепещущей темы — распределения участков, то новая политика предусматривает как возможность передачи земли в режиме «немедленно», так и отказ от аукционов в пользу конкурсов, курировать которые будет само министерство. Предусмотрена будет и возможность льготной приватизации участков под зданиями и сооружениями (эта федеральная норма действовала до 1 июля 2012 года и предполагала выкуп за 2,5% от кадастровой стоимости). На заседании анонсировалось введение аналогичного порядка, однако не были названы параметры расчета льготной выкупной стоимости. Известно лишь, что будет проработано несколько категорий стоимости для разных групп потребителей. Предположительно, подобными преференциями можно будет воспользоваться до 1 января 2015 года. Кроме того, в ближайшем будущем будет регламентирована работа с земельными участками под ларьками, ведется работа над снижением посреднических схем, например, перепродать земельный участок, полученный по льготе, можно будет лишь через какое-то время.

Одним из наиболее важных моментов была названа необходимость снижения числа посреднических схем в сфере оборота земель — разумеется, с целью повысить прозрачность земельных отношений. Вопрос этот наверняка заинтересует и специалистов по работе с недвижимостью, которым, впрочем, не стоит опасаться за свое ремесло. Нововведения в законодательстве не повредят тем, Кто выполняет свою работу на законном и профессиональном уровне.

Стоит отметить активность бизнес-сообщества, которое также обратило особое внимание на ряд важных моментов, обозначенных в концепции.

В частности, президент Самарского представительства СРО «Национальная коллегия специалистов оценщиков» Валентин Лобанов, взяв слово, подчеркнул, что для реализации концепции потребуются силы сразу нескольких ведомств, а также отметил необходимость создания единой региональной геоинформационной системы Самарской области.

Особое внимание также получил ряд других моментов, таких, как влияние новых норм на повышение инвестиционной привлекательности региона и поддержка инвесторов, сокращение сроков документооборота и внедрение механизмов, направленных на снижение коррупционной составляющей земельных отношений.

Директор самарского представительства ООО «МаТИК. Яковлев и партнеры» Денис Герасимов, в свою очередь, отметил: «Большинство нововведений я могу понять как гражданин и бизнесмен, однако как юрист я попросту испугался. Самое главное на данном этапе — не навредить самим себе, ведь задача максимального вовлечения в оборот земли может обернуться лавиной судебных исков».

Юлия Степнова парировала: «Риски понятны, и они осознанно принимаются. В скользких темах где-то будет принята дифференциация решений, а где-то будет решение силовое. По каждому конкретному пункту будет детально проработан механизм».

Однако министр имущественных отношений завершила встречу на позитивной ноте: «Как говорил один из классиков — если бы мы боялись того, что нам предстоит, мы бы так никогда ничего бы и не реализовали». Нововведения всегда воспринимались по всей России с разными настроениями — и с энтузиазмом, и с неодобрением. Однако путь развития как всей страны, так и сугубо нашего региона лежит в инновациях — и новая концепция земельных отношений в Самарском регионе может стать одной из ступеней на пути к будущим переменам.

Основные направления земельной политики Самарской области на период 2013-2015 годов:

Общедоступность сведений о составе, видах и иных характеристиках земель на территории Самарской области.

Разграничение государственной собственности на землю. Вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот.

Формирование фонда земель Самарской области.

Разработка и внедрение механизма передачи в собственность либо в распоряжение Самарской области неиспользуемых федеральных земель.

Переход от точечного освоения земель к комплексному развитию территорий.

Упрощение процедуры оформления прав на земельные участки.

Оптимизация процесса оформления земельных участков в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Разработка и утверждение порядка бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц в исключительных случаях.

Установление исчерпывающего перечня случаев и разработка механизма льготного предоставления земельных участков, в том числе без проведения торгов, в целях реализации первоочередных социально-экономических задач.

Установление льготных условий приобретения земельных участков, занимаемых зданиями, строениями, сооружениями.

Совершенствование порядка предоставления земельных участков по результатам торгов.

Дифференциация размера платы за пользование земельными участками и срока такого использования в зависимости от цели предоставления земельных участков, в том числе для размещения линейных объектов, временных объектов и т. п.

Регламентация условий использования земельных участков для размещения временных объектов.

Снижение числа посреднических схем в сфере оборота земель.

Максимальное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения.

Совершенствование оборота лесных участков.

Оставить свой комментарий

Отправить
Защита от автоматических сообщений