НРН.ру Новостройки Вторичное жильё Коммерческая недвижимость Аренда жилья Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость
14+

Есть ли место продовольственным рынкам в мире цивилизованной торговли?

 
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Есть ли место продовольственным рынкам в мире цивилизованной торговли?

Экобазар, или «фреш-маркет», - новый формат продовольственного ритейла, только начинающий зарождаться в России. Обратит ли на них внимание требовательный покупатель? Столетний опыт свидетельствует: «Все может быть».

Число продовольственных рынков стремительно сокращается, однако у заметной доли населения по-прежнему сохраняется привычка приобретать на них продукты. Учитывая этот факт, эксперты полагают, что формат современного фермерского рынка может иметь огромный потенциал в отечественных реалиях. Уже сегодня современные фермерские рынки, или как их еще называют «фреш-маркеты», один за другим открываются в торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурга, успешно заменяя традиционный «якорь» в виде продуктового супермаркета. Какую выгоду может принести реформа самарскому ритейлеру?

Современный фермерский рынок, способный успешно конкурировать с супермаркетами крупных сетевых ритейлеров за площади в ведущих торговых центрах, – формат, только начинающий зарождаться в России. Между тем уже сегодня на территориях торговых центров Москвы и Санкт-Петербурга подобных рынков насчитывается более десятка. Стоит отметить, что многие из них существуют и приносят стабильный доход управляющим компаниям уже не один год. Это говорит об огромном потенциале данного явления. От традиционных базаров и ярмарок их отличают расположение на территории торговых центров, высокий уровень сервиса для посетителей и качественное хранение товаров, соблюдение всех санитарных норм и хорошая репутация.

Отличаются они от рынков «старого поколения» и структурой организации бизнеса. Так, в качестве компании-руководителя рынка, берущей на себя все функции по работе с арендаторами, в таких случаях может выступать как управляющая компания самого торгового центра, так и сторонняя организация, осуществляющая деятельность с юридической точки зрения, на принципах субаренды. Однако, как показывает столичный опыт, нередко организация работы рынка основывается на смешанном принципе управления: часть площадей сдается в аренду, а часть находится под собственным управлением.

Одним из пионеров в этой области в России является московский рынок «Фермер Базар», располагающийся на пятом этаже восьмиуровневого TЦ TsvetnoyCentral и занимающий около 38 тыс. кв. м. Рынок был введен в эксплуатацию в 2010 году и сразу обрел немалую популярность у аудитории, благодаря оригинальной концепции, удачно сочетающей черты традиционного рынка, супермаркета и ресторана. Проект холдинга GinzaProject стал одним из первых современных столичных рынков. Особое внимание здесь уделяется покупкам с элементом развлечения: организуются дегустации, мастер-классы, кулинарные шоу и другие маркетинговые мероприятия.

Другой удачный пример реализации концепции современного фермерского рынка в Москве – проект корпорации «Ростик Групп» «Экобазар-Мытищи», открывшийся в декабре 2011 года на первом уровне двухуровневого здания и активно развивающийся сегодня в качестве торговой сети. Осенью 2012 года стало известно о готовящемся партнерском соглашении между «КорпЭстейт» (холдингом недвижимости, созданном в 2005 году с целью консолидации и управления инвестиционной собственностью «Ростик Групп») и правительством Москвы, в соответствии с которым на территории трех московских рынков — Северного (станция метро «Бабушкинская»), Коптевского (станция метро «Войковская») и Люблинского (станция метро «Текстильщики») — будут построены современные экобазары. Еще два объекта будут реализованы в Обнинске и Калуге. В планах компании строительство еще 10 экобазаров на территории Москвы и области в течение ближайших пяти лет. «Покупателям всегда хотелось невозможного: чтобы в супермаркетах продавались овощи только с грядки и молоко из-под коровы и чтобы на колхозных рынках было чисто и безопасно. Мы решили объединить эти требования в одном проекте, продемонстрировав принципиально новую культуру торговли», — так объясняет растущую популярность проекта «Экобазар» управляющий партнер холдинга «КорпЭстейт» Владимир Мехришвили.

Стоит отметить, что постепенно начинает распространяться новое явление и за пределами столичных городов. Так, около года назад подобный фермерский рынок начал свою работу на первом этаже одного из корпусов самарского торгового центра «Империя», в котором раньше располагались такие продуктовые супермаркеты, как «Патэрсон» и «Карусель».

Какую же выгоду может принести использование такой экзотичной формы организации розничной торговли для предприимчивого девелопера? Вопрос интересный. Стоит отметить, что, по информации экспертов компании KhightFrank, среднестатистический рыночный прилавок площадью 15 кв. м на московских рынках подобного формата приносит собственнику около $45 тыс. арендных поступлений в год, что в пересчете на квадратный метр составит $3 тыс./кв. м в год (включая НДС и операционные расходы). Такой доход примерно в два с половиной раза превышает среднюю арендную ставку для типичного продуктового супермаркета, даже с учетом потери площади на проходы между торговыми рядами. Таким об разом, нельзя не заключить, что грамотная организация на территории торгового центра современного фермерского рынка может принести настоящую сверхприбыль! Однако нельзя забывать, что достичь подобных высоких показателей можно лишь в том случае, если все прилавки будут использоваться круглый год, без учета сезонного фактора.

Как бы там ни было, но активному развитию «фермерских рынков нового поколения» при всех их явных преимуществах на сегодняшний день мешает целый комплекс факторов. Так, во-первых, концепция торгового центра с фермерским рынком вместо традиционного якорного продуктового супермаркета оказывается менее привлекательной для потенциальных инвесторов в силу большего числа вероятных рисков: механизмы экономической отдачи здесь менее прозрачны и прогнозируемы. Во-вторых, наличие продуктового рынка в качестве «якоря», даже современного рынка высокого качества сервиса, может на сегодняшний день по-прежнему отпугнуть множество потенциальных арендаторов, находящихся в плену стереотипов о том, что рынок – это всегда грязь и антисанитария. Таким образом, при неблагоприятном стечении обстоятельств попытка освоения нового формата может негативно отразиться на инвестиционной привлекательности всего объекта.

Безусловно, для того чтобы новое явление плотно пустило корни и начало активно развиваться на российской почве, нужно время. Время, в течение которого положительные примеры использования обозначенного формата в девелопменте торговых центов будут увеличиваться, а взаимоотношения между продавцами рынков и управляющими компаниями будут приходить к более цивилизованным и прозрачным формам. Однако явные экономические преимущества организации фермерского рынка внутри торгового центра для собственников очевидны уже сегодня.

Оставить свой комментарий

Отправить
Защита от автоматических сообщений