Возможность вместо необходимости: 2022 год изменил мотивацию покупки жилья.
По данным аналитиков группы «Самолет», у людей изменилась главная мотивация покупки квартиры. Если раньше на рынок выходили практически только клиенты с острой потребностью решения конкретных проблем и задач: избавиться от бремени аренды или купить жилье ребенку, то в 2022 году люди спешили приобрести квартиру и улучшить жилищные условия потому, что у них появилась такая возможность. Низкие ипотечные ставки уменьшили финансовую нагрузку на семейный бюджет, поэтому людям стало доступно то жилье, которое они не могли себе позволить еще два года назад.
В предыдущие годы главной причиной покупки была необходимость решения насущных проблем. Так, в 2020 году большая часть покупателей, 27% от общего числа, главной причиной называли необходимость покупки для детей или родителей, а в 2021 году главным фактором (23%) стало желание отказаться от аренды. В 2022 году при сохранении основного запроса на улучшение жилищных условий или приобретение собственного жилья, наиболее сильным толчком к покупке квартиры стала низкая ипотечная ставка, ее выделили 29% респондентов. В прошлом году на рынке получили широкое распространение программы с субсидированными ставками от 0,01% до 3%. Снижение ежемесячного платежа позволило активнее брать кредиты даже тем, кто одновременно должен оплачивать аренду. Так, за последние два года среди покупателей жилья в новостройках заметно выросла доля проживающих в арендованной квартире – с 29% до 38%.
При этом низкие ставки существенно расширили возможности покупателей – в 2022 году вместо покупки самых дешевых лотов они могли себе позволить жилье, которое реально хотят. В структуре спроса за прошлый год выросла доля двухкомнатных (с 41% до 46%) и трехкомнатных (с 15% до 18%) квартир. Доля однокомнатных квартир в общем числе продаж снизилась с 41% в 2021 году до 32% в 2022 году. Это произошло на фоне изменения возрастной структуры спроса – квартиры в новостройках все чаще покупают люди в возрасте 26-35 лет. В прошлом году их доля среди покупателей составляла 37% против 33% в 2021 году и 27% в 2020. Это возраст, в котором людям обычно становится нужно жилье побольше из-за создания семьи и рождения детей. При этом для них важнее именно увеличение комнатности, в то время как предпочтения по площади за два года практически не изменились.
«Благодаря рекордно низким субсидированным ставкам покупатели получили возможность приобрести жилье лучшего качества за те же деньги. Поэтому сейчас они преимущественно покупают квартиры для себя, для повышения качества жизни, а не для того, чтобы сохранить или преумножить сбережения. Доля покупок с целью перепродажи за последний год снизилась с 10% до 6%, инвестиции с целью сдачи в аренду остались на том же уровне – 12%», - отмечает Кирилл Храпов, коммерческий директор группы «Самолет».
ПАО ГК «Самолет» — самая быстрорастущая публичная компания в России по итогам 2021 года и одна из крупнейших федеральных корпораций в сфере proptech и девелопмента. В периметре группы развиваются следующие бизнес-направления: платформа сервисов с недвижимостью «Самолет Плюс», управляющая компания, фонды коммерческой и арендной недвижимости, девелопмент проектов во всех сегментах по всей России, ИЖС, курортная недвижимость и другие.
На 30 июня 2022 года внешняя оценка активов достигла 634,7 млрд руб., включая земельный банк объемом 34,2 млн м2 реализуемой площади и бренд стоимостью 35,9 млрд руб. Группа входит в число системообразующих организаций российской экономики и занимает 1-е место в Московском регионе по объемам текущего строительства и 2-е место в России. Имеет представительства в более чем 100 городах России и стран СНГ и штат около 5 000 сотрудников. Миссия компании — создавать новое качество жизни в современных городских кварталах и сохранять людям самый ценный ресурс — время.